М.Н. Гуренкова, С.В.
Малкова. Организация работы над
общешкольным проектом «Книга года»
В современном обществе
востребованы люди, умеющие эффективно работать с большим объемом информации, в
том числе с текстовой, обладающие гибкостью и креативностью мышления. Поэтому
значимым в работе педагогов становится формирование читательской компетентности школьников, которая невозможна без развития
навыков смыслового чтения.
Педагогический
коллектив нашей школы уделяет большое внимание данной проблеме: организована
работа школьного методического семинара-практикума «Современные образовательные
технологии», активно работают предметно-творческие объединения учителей, в
марте 2016 г. состоялся Форум педагогических идей, где был представлен опыт
учителей по работе с текстом, в ноябре 2016 г. 30 педагогов прошли обучение по
программе «Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстовой
информацией...» (руководитель Булавина Т.А.). В декабре 2016 года 14 учителей
школы стали членами Уральского отделения Российской ассоциации чтения.
В рамках работы
семинара-практикума Булавина Т.А. провела мастер-класс с учащимися 8-9 классов,
где были определены лидеры чтения и книга года – «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери. Позже, уже
самостоятельно, инициативная группа обучающихся провела занятия по определению лидеров чтения во всех классах школы. Для
учащихся 5-6 классов произведение Р. Брэдбери оказалось сложным для восприятия,
поэтому по решению инициативной группы старшеклассников в этих классах была
проведена дополнительная работа, по результатам которой Книгой года в 5-6
классах стал роман Д. Дэфо «Робинзон Крузо». В
начальной школе Книгой года объявлена сказка А. Волкова «Волшебник Изумрудного
города».
Первым в рамках работы Ассоциации стал
дизайн-проект по разработке Золотой полки и Уголка читателя.
Инициативная группа ребят провела социологический опрос среди учащихся школы.
Было определено, где в школе будет расположена Золотая полка, разработан дизайн
полки и Уголка (камин, над камином полка с книгами
года, фотографии лидеров чтения).
В ходе совместной
работы учителей и учащихся составлен план работы на год. За каждой параллелью
закреплены кураторы из числа учителей-членов Русской ассоциации чтения.
Проведены деловые игры в режиме Мозгового штурма, в результате которых набрана «Корзина
идей» – возможные
варианты проектных работ над Книгой года: Пальчиковый театр, Театральная
постановка, Мастерская кукол (герои книг), Древо цитат, уроки технологии
«Ростовые куклы», Литературная гостиная, Литературная страница, квест,
игры-путешествия, конкурсы иллюстраций к книге, обложек книг, афиш, поделок, «Интеллектуальная
радуга», дискуссии в клубе «Тема», фильм по
книге, мультфильм, буктрейлер, настольная игра, Литературное лото, аукцион
«Волшебный сундучок», викторины и другие.
Работа с
десятиклассниками выстраивается в рамках школьной Исследовательской лаборатории
«Хочу всё знать!». Учащиеся работают непосредственно с текстом произведения,
решая разнообразные исследовательские задачи с использованием стратегий
смыслового чтения. Разрабатывают и реализуют творческие и практико-ориентированные
проекты.
Таким образом, как
ключевые моменты организации работы по развитию
читательской компетентности обучающихся школы можно отметить следующие.
В школе три Книги года
(с учетом возрастных особенностей обучающихся).
В работу вовлечены
обучающиеся всех возрастных групп и все педагоги, независимо от предмета
преподавания. Это совместная работа детей и взрослых.
Проекты могут быть
индивидуальные, групповые, коллективные (группы как из детей одного возраста,
так и разновозрастные).
Работа организована
совместно со школьной Исследовательской лабораторией «Хочу все знать!».
Проекты могут быть
представлены на Научно-практической конференции различного уровня, на мартовском Форуме педагогических идей, проходящем
традиционно в школе, лучшие работы – на
Фестивале Уральского отделения Русской ассоциации чтения в мае.
Работа над
Книгой года предполагается в течение календарного года и завершится
общешкольным праздником.
Гуренкова
Марина Николаевна – заместитель директора, учитель
русского языка и литературы МАОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных
предметов «Полифорум» – Серов, Свердловская область, Россия.
Малкова
Светлана Валентиновна – педагог-психолог МАОУ СОШ № 1 с
углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум» – Серов, Свердловская
область, Россия.