Организация работы над общешкольным проектом «Книга года»

М.Н. Гуренкова, С.В. Малкова. Организация работы над общешкольным проектом «Книга года»  
В современном обществе востребованы люди, умеющие эффективно работать с большим объемом информации, в том числе с текстовой, обладающие гибкостью и креативностью мышления. Поэтому значимым в работе педагогов становится формирование читательской  компетентности  школьников, которая невозможна без развития навыков смыслового чтения. 
Педагогический коллектив нашей школы уделяет большое внимание данной проблеме: организована работа школьного методического семинара-практикума «Современные образовательные технологии», активно работают предметно-творческие объединения учителей, в марте 2016 г. состоялся Форум педагогических идей, где был представлен опыт учителей по работе с текстом, в ноябре 2016 г. 30 педагогов прошли обучение по программе «Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстовой информацией...» (руководитель Булавина Т.А.). В декабре 2016 года 14 учителей школы стали членами Уральского отделения Российской ассоциации чтения.
В рамках работы семинара-практикума Булавина Т.А. провела мастер-класс с учащимися 8-9 классов, где были определены лидеры чтения и книга года  «451 градус  по Фаренгейту» Р. Брэдбери. Позже, уже самостоятельно, инициативная группа обучающихся провела занятия по определению лидеров чтения во всех классах школы. Для учащихся 5-6 классов произведение Р. Брэдбери оказалось сложным для восприятия, поэтому по решению инициативной группы старшеклассников в этих классах была проведена дополнительная работа, по результатам которой Книгой года в 5-6 классах стал роман Д. Дэфо «Робинзон Крузо». В начальной школе Книгой года объявлена сказка А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Первым в рамках работы Ассоциации стал дизайн-проект по разработке Золотой полки и Уголка читателя. Инициативная группа ребят провела социологический опрос среди учащихся школы. Было определено, где в школе будет расположена Золотая полка, разработан дизайн полки и Уголка (камин, над камином полка с книгами года, фотографии лидеров чтения).
В ходе совместной работы учителей и учащихся составлен план работы на год. За каждой параллелью закреплены кураторы из числа учителей-членов Русской ассоциации чтения. Проведены деловые игры в режиме Мозгового штурма, в результате которых набрана «Корзина идей» – возможные варианты проектных работ над Книгой года: Пальчиковый театр, Театральная постановка, Мастерская кукол (герои книг), Древо цитат, уроки технологии «Ростовые куклы», Литературная гостиная, Литературная страница, квест, игры-путешествия, конкурсы иллюстраций к книге, обложек книг, афиш, поделок, «Интеллектуальная радуга», дискуссии в клубе «Тема», фильм по книге, мультфильм, буктрейлер, настольная игра, Литературное лото, аукцион «Волшебный сундучок», викторины и другие.

Работа с десятиклассниками выстраивается в рамках школьной Исследовательской лаборатории «Хочу всё знать!». Учащиеся работают непосредственно с текстом произведения, решая разнообразные исследовательские задачи с использованием стратегий смыслового чтения. Разрабатывают и реализуют творческие и практико-ориентированные проекты.
Таким образом, как ключевые моменты организации работы по развитию читательской компетентности обучающихся школы можно отметить следующие.
В школе три Книги года (с учетом возрастных особенностей обучающихся).
В работу вовлечены обучающиеся всех возрастных групп и все педагоги, независимо от предмета преподавания. Это совместная работа детей и взрослых. 
Проекты могут быть индивидуальные, групповые, коллективные (группы как из детей одного возраста, так и разновозрастные).
Работа организована совместно со школьной Исследовательской лабораторией «Хочу все знать!».
Проекты могут быть представлены на Научно-практической конференции различного уровня, на мартовском Форуме педагогических идей, проходящем традиционно в школе,  лучшие работы – на Фестивале Уральского отделения Русской ассоциации чтения в мае.
Работа над Книгой года предполагается в течение календарного года и завершится общешкольным праздником.

Гуренкова Марина Николаевна – заместитель директора, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум» – Серов, Свердловская область, Россия.
Малкова Светлана Валентиновна – педагог-психолог МАОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум» – Серов, Свердловская область, Россия.